Ситуация постмодерна характеризуется отрицанием тождественности, которая сменяется в философии и культуре различием. Центральное место здесь занимает понятие симулякра (от лат. ктшасшт — образ, подобие, франц. — стереотип, псевдовещь, пустая форма), важное методологическое значение которого состоит в том, что оно утверждает примат единичного по отношению к общему. Поэтому в современной культуре главное — это иметь различие. Отсюда представляется обоснованной современная теория потребления, развиваемая Жаном Бодрийяром. По его мнению, истинная теория предметов и потребления должна основываться не на теории потребностей и их удовлетворения, а на теории социальной демонстрации и значения. Предмет в ситуации постмодерна уже не может ограничиваться сугубо прагматическим статусом. Он должен давать своему обладателю нечто большее.
В системе знаков означающие симулякров отрываются от своих референтов и становятся самодостаточными, переходя в гиперреальность — модель, транспонируемую на реальность. Современному человеку, действующему именно в гиперреальности, требуются особые отличительные маркеры. По нашему мнению, такими предметами в современной культуре выступают гаджеты.
Гаджеты (с фр. — штучка, вещица, техническая поделка, забавная игрушка) — это наукоемкие, необычные устройства, которые не являются предметом первой, второй, а зачастую даже и третьей необходимости. Однако крупнейшие Ькесп предприятия мира каждый год разрабатывают все новые и новые предметы, устройства, приспособления, способные удовлетворить нарастающую жажду демонстрации эксклюзивности и статусности их обладателя.
Так, к примеру, современный мобильный телефон из средства связи превращается в мультимедийный центр, выполняющий преимущественно гедоническую функцию: игры, фотоаппарат, инфракрасный порт и В1иеЮош для передачи информации большей частью развлекательного характера, программа для быстрой печати произведенных фотографий и т. д. Свое историческое происхождение гаджеты, скорее всего, берут от древнего обычая потлач ‘, который породил механизм различения и почитания, лежащий в основе системы ценностей и присоединения к иерархическому порядку общества.
Имея признаки предмета (наглядность, внутреннее смысловое един-тво и т. д.), в то же время гаджет не есть ограниченное и в себе завершеное. Его означающее способно расширяться и отсылать к чему-то другому, нежели просто функция предмета. Выходя за грань функциональности, гаджет обладает признаками симулякра — одного из ключевых понятий постмодерной эстетики, занимающего в ней место, принадлежащее в классических эстетических системах художественному образу. Гаджет, как и симу-якр, выводит на первый план вторичные функции предмета, связанные с созданием определенной вещной среды, культурной ауры, тем самым придавая предмету перцептивно-символическую ценность. Более того, по мнению Бодрийяра, гаджет — это чистая произвольность под прикрытием функциональности, чистая расточительность, прикрытая практической моралью.
Д. Гаджет гг это предмет, обладающий свойствами симулякра, са-мореференциальный знак, примиряющий ценности двух антиномичных моралей — праздности и труда, основная функция которого — быть показателем статуса человека, социальным отличительным маркером в современной постмодернистской культуре.
Я.Н. Маркина
Опубликовано в категории: Социальная философия Май 1st, 2011
Comments are closed.