Кровавый Нитч

С 2 октября по 21 ноября жители столицы могут ознакомиться с работами Германа Нитча, одного из основателей «венского акционизма». Выставка в Stella Art Foundation носит ретроспективный характер, на ней будут представлены произведения разных лет, выполненные в разных техниках – фотодокументации акций (начиная с самых ранних, 1960-х годов, и вплоть до настоящего времени), картины, написанные в технике «живописи действия» (сам Нитч использует термин «живописные акции»), а в специально обустроенном кинозале будут демонстрироваться фильмы Нитча – видеодокументации его акций и перформансов.

Герман Нитч является одним из основателей «венского акционизма». Возник венский акционизм в конце пятидесятых, когда из Австрии только что были выведены советские войска, а сами австрийцы остро переживали поражение в чужой для них войне и ответственность за чужие преступления. Герман Нитч сначала учился на художника-графика и мечтал о создании религиозного искусства, но довольно быстро обнаружил, что традиционные техники никак не могут выразить переполнявшие его чувства.

За свою деятельность художник не раз подвергался арестам, штрафам и привлечению к ответственности в различных странах мира. Ему даже пришлось стать узником от искусства, отсидев 2 неделю в тюрьме за участие в «Фестивале психофизического натурализма». Основные мотивы его творчества – секс и кровь.
Более всего он известен своими акциями-мистериями, во время которых он освежевывает животных и обмазывает их кровью человеческие тела; ритуальными жертвоприношениями, в которых сам художник, одетый в белую робу, выступает в роли жреца. Главными в его мистериях являются темы жертвенности, страдания, смерти и возрождения, выраженные предельно натуралистично.

Со временем Нитч стал вполне легальным творцом и вполне себе успешным. За довольно внушительную сумму любой желающий мог принять участие в его безумных акциях под присмотром адвокатов, врачей и полицейских. Его перфомансы проходят ныне в тех местах, куда раньше его не пускали под страхом тюремного заключения.
Сам Нитч утверждает, что его инсталляции не являются театром, ибо его акции «опираются на все органы чувств. В них не может быть дистанции между актером и зрителем. Важно дать возможность проявить то, что существует в подсознании». При этом, художник утверждает, что лично не убил ни одного животного, а материал для творений они закупают на бойнях, но тем не менее постоянно сталкиваются с проблемами из-за Общества защиты животных.
Максим Горохов