Перформанс (от англ. performance – «представление, выступление, постановка») – форма современного искусства, при которой произведение составляют действия исполнителя или исполнителей в определённом месте и в определённое время, наблюдаемые зрителями в реальном времени.
1. История
Впервые слово «перформанс» было использовано в афише произведения-действия американского композитора Джона Мильтона Кейджа в 1952 году, исполнившего на сцене «4’33"» (4 минуты 33 секунды тишины).
Перформанс может включать элементы пантомимы, танца, музыки, поэзии, видео, кино, инсталляции.
Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы, широкое распространение получил в 1970-е и победил принятый в 1960-е в США термин «хеппенинг».
Перформанс присутствовал в творчестве Ива Кляйна, Марины Абрамович, Вито Аккончи, Германа Нитча, Криса Бёрдена, Йоко Оно, Йозефа Бойса, Олега Кулика и др.
В 1990-е годы в России перформанс приобрел исключительную популярность в среде молодых постсоветских художников.
2. Особенности
Акция перформанса представляет собой короткое представление, исполняемое одним или несколькими участниками, действо может происходить как в художественной галерее или в музее, так и в не приспособленных для этого местах (к примеру, представления на открытом воздухе называются пейзажными перформансами).
В перформансе авторы представляют публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. К нему можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В отличие от хеппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специально приглашенные и подготовленные статисты. Акции перформанса заранее планируются и режиссируются.